Интересное

Американская мечта

Большинство подразумевают под «американской мечтой» версию восходящей социальной мобильности, историю успеха. Некоторые ссылаются на символический дом с белым забором, который предполагает экономическую самодостаточность и безопасность. Другие ассоциируют эту фразу со страной возможностей для иммигрантов.

Американская мечта

Когда появилось понятие

Немногие вещи настолько важны для идентичности нации, как американская мечта. Несмотря на разницу в определениях (набор свобод или надежда разбогатеть, если усердно работать), общее – обращение к меритократии и понятию успеха.

Что бы ни говорили об американской мечте как об экономическом успехе, речь ещё о социально-политической составляющей, которая значит нечто более глубокое, чем материальное благополучие. И действительно, именно это фраза обозначала для американцев, которые первыми популяризировали ее.

Изначально американская мечта – это то, что ассоциировалась с мечтой о равенстве, справедливости и демократии для нации. Сам термин ввел в 1931 году писатель и историк Джеймс Траслоу Адамс. В бестселлере «Эпос Америки» он пишет: «это мечта о стране, в которой жизнь должна быть лучше, богаче и полнее для всех, с возможностями для каждого, согласно способностям или достижениям».

Но «духовный» идеал Траслоу, который должен олицетворять Америку, всегда оспаривался. На протяжении многих лет писатели поднимали эту тему, предлагая разные точки зрения и ставя больше вопросов, чем ответов.

Каждое поколение интерпретировало понятие по-новому, вплоть до холодной войны, когда оно стала аргументом в пользу потребительски-капиталистической версии демократии. То есть представления об «американской мечте» застыли где-то в 1950-х годах. Сегодня никому не приходит в голову, что это может означать что-то ещё.

Развитие

Хотя термин «американская мечта» был официально придуман в 1931 году, такое видение было изложено отцами-основателями в Декларации независимости. Все имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью, – то, что отцы-основатели выделили США как новую демократическую нацию.

Историк Джеймс Траслоу Адамс, придумавший термин (слева). Реквием по американской мечте: безработные в очереди за хлебом в Сан-Франциско, Калифорния, 1933 год

Джеймс Труслоу Адамс в «Эпосе Америки» пытается диагностировать, что пошло не так с Америкой в разгар Великой депрессии, которая была одновременно экономическим и надвигающимся политическим кризисом. Авторитаризм в Европе находился на подъеме, и почти каждый житель Америки был обеспокоен тем, что подобная «деспотическая» энергия поддержит легендарного «человека на коне», который может стать американским тираном.

Адамс пришел к выводу, что Америка сбилась с пути, слишком заботясь о материальном благополучии и забыв о высоких идеалах и устремлениях, на которых была основана страна. Адамс поясняет – это не «мечта об автомобилях и высокой заработной плате, а мечта о социальном устройстве, в котором каждый человек может достичь полного роста, на который он способен. Они должны быть признаны такими, какие они есть, независимо от случайных обстоятельств рождения или положения». Сама идея, по словам Адамса, о коллективном моральном характере – это видение «общественного блага», всеобщего благополучия.

Это была та самая мечта, которую Мартин Лютер Кинг-младший призвал на службу в борьбе за гражданские права в 1963 году, когда он сказал белой Америке, что чернокожие американцы разделяют эту мечту.

Идея американского вероучения, ныне почти забытая, когда-то была основным элементом американского политического дискурса, широкой системы убеждений, включающей свободу, демократическое равенство, социальную справедливость, экономические возможности и личное продвижение.

Американская мечта 100 лет назад

Прежде чем стать мечтой о богатстве, американская мечта была идеалом. Руководящая вера в то, что нация должна быть основана на равенстве, справедливости и демократии, определяла фразу для поколений вплоть до середины 20 века.

  • Оставаясь относительно последовательной, она оставалась политическим идеалом вплоть до периода, предшествовавшего Второй мировой войне. В частности, он служил основным фактором, порождающим волны массовой миграции во время промышленной революции.
  • Действуя как маяк в стране зеленых пастбищ, мечта соблазняла иммигрантов обещанием новой жизни. Это также представляло моральный долг для тех, кто пришел отстаивать социальное и демократическое равенство.

Между 1943 и 1949 годами «мечта» в значительной степени сохранила свое политическое определение, поскольку были построены структуры для потребительского кредита. Институты, используемые сегодня, и моральные допущения, необходимые для функционирования кредитной системы, восходят к той эпохе. Как только доверие было установлено, разговор перешел от моральных свобод в мечте к её капиталистической версии.

В середине 20 века

В 1950-х годах идея была переопределена и рассматривалась как стратегия мягкой силы и коммерциализации «американской мечты». В отличие от более раннего образца, который сосредотачивался на принципах либеральной демократии, это была во многом версия свободного рынка.

Символический белый забор

Одновременно «холодная война» начала нагнетать политический климат и выросло новое национальное сознание. Популярные средства массовой информации ускорили переход к коммерциализации понятия, в результате чего появились отголоски его капиталистического оттенка.

Точно так же национальная идентичность все больше определялась антикоммунизмом. Эскалация международной гонки вооружений в конце 1950-х годов была отмечена ключевыми событиями, в частности освоением космоса и ростом могущества, как США, так и Советского Союза. В сентябре 1956 года Советский Союз направил в Афганистан военную помощь, а всего через три года к власти на Кубе пришел Фидель Кастро. Оба этих момента будут влиять на американскую внешнюю политику следующие полвека, а вместе с ней и на американскую мечту.

Моральный принцип понятия вплоть до 1970-х годов основывался исключительно на общей идее меритократии. Пригороды резко разрослись, что привело к расползанию городов, которые становились все более диверсифицированными.

Хороший дом, двое детишек и чудесная жена – идеал, к которому люди стремились десятилетиями

Рекламные объявления широко связывали выражение с этим явлением, ориентируясь как на строителей домов, так и на покупателей. Идеальная жизнь гражданина теперь определялась наличием дома на одну семью в пригороде. Классические изображения барбекю на заднем дворе и белого частокола стали убедительным символом здорового успеха для растущего среднего класса. Так родилась связь домовладельцев с американской мечтой – жить свободно от городской суеты.

На острове Little Duck Key, 1975 год

Эволюция «американской мечты» хорошо показана в фильме Гэри Росса «Плезантвиль».

Американская мечта сегодня

Отойдя от американской мечты о добродетельном обществе, 1990-е годы начали признавать вклад женщин и меньшинств в гражданскую жизнь. В последнее десятилетие 20 века произошел сдвиг в президентских тенденциях, отклоняющийся от истории сложившегося профиля ветеранов (что определяло их главную привлекательность для избирателей).

Технологии третьего тысячелетия начали влиять на все стороны жизни в Соединенных Штатах, вызывая ажиотаж вокруг аксессуаров, которые повышают статус. Иметь дом уже было недостаточно – сотовые телефоны, телевизоры, видеоигры и персональные компьютеры стали заманчивыми вариантами приобретений.

Как критикуют

Критика американской мечты на самом деле является критикой господствующей культуры, которая отдает предпочтение материализму и потребительству над другими мерами успеха. Это критика того, что стало с идеалом, а также, в некотором роде, защита того, чем он может быть.

Другое критическое осмысление заключается в социально-экономических и институциональных препятствиях на пути достижения успеха обездоленными или бесправными группами, в число которых могут входить женщины, расовые, этнические или религиозные меньшинства, бедные люди.

Не всё так однозначно

Культура успеха: в чем вред «американской мечты»

Американская мечта предлагает ложное обещание честных и равных возможностей, игнорируя многие способы, которыми общественный порядок не в состоянии признать и вознаградить за заслуги.

  • Согласно этой критике, игнорируя структурное и системное неравенство, идеология возлагает вину на человека за его неспособность добиться успеха.
  • Следствие этой концептуализации – ложное предположение, что если человек демонстрирует внешние признаки успеха («побрякушки»), то он должен быть трудолюбивым, добродетельным или каким-либо иным образом достойным. Даже если все, чего он добился, – результат удачи, привилегий, коррупции или даже преступности, а не упорного труда.

Кинг, как известно, мечтал о социально-экономической системе, в которой у всех есть справедливые и равные шансы. Целью Кинга было не отвергнуть понятие как таковое, а осудить политические, социальные и экономические препятствия, которые лишили афроамериканцев и бесчисленные миллионы бедных и угнетенных людей возможности добиваться и достигать успеха.

Следовательно, эта критика больше похожа на защиту несбывшейся мечты, чем на осуждение её как таковой.

К чему ведет преобладание подобных ценностей

Первоначальная погоня за счастьем, заложенная в американской мечте, с годами трансформировалась, набирая обороты и попутно подхватывая элементы расовых отношений и капитализма. Будучи заблокированной социальными барьерами и экономическими препятствиями, «американскую мечту» сегодня сложнее достичь, чем когда-либо.

Порядочность и доброта уходят

Для Соединенных Штатов и других развитых стран высокая цена бедности наиболее очевидна не в материальных лишениях, а скорее в стрессе, незащищенности и отсутствии надежды. В результате возникает разрыв в оптимизме между богатыми и бедными, который, если его не остановить, может привести к еще большему разделению общества.

Высокое неравенство превращает мечту в иллюзию

Люди, которые не верят в свое будущее, вряд ли будут вкладывать в него средства, и как последствия – нестабильность, плохое образование, повышение уровня смертности, неудачных браков. Дефицит оптимизма отражается в самих словах, которые люди используют. Богатые используют слова, которые отражают приобретение знаний и здоровое поведение, в то время как в словах бедных – отчаяние.